Главная » 2016 » Декабрь » 5 » Рабочая программа кружка «Я — пешеход»
15:12
Рабочая программа кружка «Я — пешеход»

Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность. Несчастные случаи на дороге прочно занимают первое место среди печальной статистики детского травматизма и смертности. Поэтому обеспечение безопасности движения на дорогах становится важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Им придется жить при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Их поведение на дороге характеризуется как неосознанное, необдуманное, неадекватное.

Психолог Е. А. Кошкина отмечает: «Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволит ребенку предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении опасных ситуаций».

Однако безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль, образ жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главная задача – стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему их учат, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. В связи с этим встает вопрос выбора методов и приемов обучения, делающих этот процесс наиболее эффективным.

Мною разработана программа кружка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, с учетом индивидуальных особенностей детей, места жительства.

Особенность программы заключается в том, что вся деятельность кружка проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Основная цель: привить устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Задачи:

• Закрепление и углубление знаний по ПДД

• Выработка навыков поведения на улице, дороге через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.

• Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных действиях на дороге.

• Практическое закрепление полученных знаний, умений и навыков на макетах; площадке.

• Формировать у детей самостоятельность, ответственность.

Программа рассчитана на один календарный год, включает 18 занятий. Занятия проходят один раз в две недели по средам во второй половине дня. Кружок посещают дети 5 – 6 лет. Занятие длится 25 минут.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию начальных основ безопасного поведения на дороге и в транспорте я использую различные игры: ролевые, развивающие, подвижные, игры-тренинги.

Каждый из видов игр имеет свое назначение:

• в подвижных играх дети упражняются в координировании движений своего тела;

• ролевые игры дают возможность имитировать чье-либо поведение и проверить свои социальные знания.

• развивающие игры способствуют развитию таких необходимых для ориентации в дорожной среде процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Дети учатся ориентироваться во времени, пространстве, расстоянии.

• игры-тренинги помогают быть активными в приобретении знаний, накоплении, углублении и систематизации их. Они развивают внимание, выдержку, самостоятельность в выборе действия, вариативность мышления и ответственность за поступки.

При составлении программы кружка я учитывала специфику обучения детей правилам дорожного движения в условиях сельской местности. На дорогах нашего поселка нет бурного движения машин, пешеходных дорожек, разметки, поэтому основную часть занятий я провожу на макетах (настольный, напольный, настенный). Игра на макете позволяет построить и проверить проект решения различных жизненных проблем. Моделирование различных ситуаций формируют у ребенка активную позицию, стимулирует познавательную деятельность. Ценность данных игр заключается в том, что ребенок имеет возможность проиграть опасную ситуацию, сам ее создать и сам предотвратить или изменить.

Тематический план работы кружка

Сентябрь

1. Дидактическая игра «Что будет если… »

Цель. Выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.

2. Развивающая игра «Что изменилось? »

Цель. Развивать произвольное внимание, наблюдательность, умение понятно строить свой ответ.

Октябрь

1. Моторные игры «Мчатся машины», «Идем, едем, играем».

Цель. Развивать внимание, память, умение изменять движение по сигналу; закреплять представление о скорости передвижения автомобилей по улицам города.

2. Дидактическая игра «Угадай транспорт».

Цель. Закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Ноябрь

1. Моделирование проблемных ситуаций «Безопасная дорога детства».

Цель. Разработать безопасный маршрут от дома до детского сада; учить ориентироваться в дорожных ситуациях, возникающих по пути из дома в детский сад

2. Игра-моделирование «Улица города».

Цель. Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.

Декабрь

1. Игра-тренинг «В автобусе».

Цель. Закрепить представления о правилах безопасного поведения в общественном транспорте.

2. Сюжетно-дидактическая игра «Нам на улице не страшно».

Цель. Закрепить у детей знание правил дорожного движения; расширять знания детей о правилах поведения на улице; учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах.

Январь

1. Обучающая игра «Дорожники».

Цель. Помочь научиться понимать дорожную символику и ее специфику (на примере дорожных знаков, видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность; развивать логическое мышление.

2. Игра-тренинг «Опасно – не опасно».

Цель. Закрепить представления детей о правилах безопасного поведения в транспорте.

Февраль

1. Моделирование проблемных ситуаций «Научим Незнайку ПДД».

Цель. Закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; учить анализировать опасные ситуации, возникающие на дороге, и находить способ их избегать; развивать умение формулировать свои мысли.

2. Развивающая игра «Что я видел? »

Цель. Развивать произвольное внимание, сосредоточенность; закреплять правила поведения на дороге.

Март

1. Игра-тренинг «Ты как поступаешь? »

Цель. Закреплять правила безопасного поведения на проезжей части.

2. Сюжетно-ролевая игра «Я – регулировщик»

Цель. Формировать представление о профессии регулировщика.

Апрель

1. Моделирование проблемных ситуаций (на макете) .

Цель. Учить анализировать опасные ситуации на дороге. Развивать речь, поощрять стремление рассуждать.

2. Дидактическая игра «Куда спрятался знак? »

Цель. Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.

Май

1. Игры на макете «Улицы города».

Цель. Закреплять навыки культурного и безопасного поведения на улице и в транспорте.

2. Дидактическая игра «Найди по схеме».

Цель. Учить ориентироваться на схеме. Закреплять умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.

3. Развивающая игра «Что? Где? Откуда? »

Цель. Повторить и закрепить знания детей о ПДД.

Ожидаемые результаты

• Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

• Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

• Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

• Развитие творческих способностей;

• Формирование устойчивого познавательного интереса.

• Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

• Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

• Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

• Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Просмотров: 614 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar